МАРТИН ИЗ ОПАВЫ
Том XLIV, С. 174-176
опубликовано: 15 апреля 2021г.

МАРТИН ИЗ ОПАВЫ

Содержание
Папа благословляет императора и его свиту. Миниатюра из «Хроники...» Мартина из Опавы. Ок. 1460 г. (Hedelberg. Univ. Bibl. Pal. germ. 137. Fol. 31r)Папа благословляет императора и его свиту. Миниатюра из «Хроники...» Мартина из Опавы. Ок. 1460 г. (Hedelberg. Univ. Bibl. Pal. germ. 137. Fol. 31r)

[Мартин из Троппау, Мартин Поляк; лат. Martinus Oppaviensis, Polonus] (ок. 1220, Опава, Чехия - до 23.12.1279, Болонья), монах-доминиканец, церковный хронист.

Жизнь

Информация о биографии М. из О. довольно скудна и основана на сведениях, которые приводятся в предисловиях к его сочинениям, в адресованном ему письме Гиацинта, монаха доминиканского конвента в Праге (текст см.: Ossolinsky. 1822. S. 67-68), а также в нескольких документах из папской канцелярии (полный обзор источников см.: Soszyński. 1995. S. 47-50). Согласно имеющемуся в нек-рых рукописях «Хроники пап и императоров» (Chronicon pontificum et imperatorum) уточнению (сделано не ранее XIV в.), ее автор происходил из г. Опава (нем. Троппау) в королевстве Чехия (de regno Boemie oriundus, patria Oppauiensis). В молодости вступил в орден доминиканцев, учился в доминиканском конвенте св. Климента в Праге (основан в 20-х гг. XIII в.), где был рукоположен во пресвитера. Предположение о том, что М. из О. учился в одном из ун-тов Франции, Италии или Германии, не имеет документального подтверждения. В сочинениях М. из О. есть указания на хорошее знание им географии Юж. Франции, поэтому вполне возможно, что он учился в Монпелье или Тулузе. В некоторых документах хронист назван магистром, но сам себя он так не именовал. Ученость М. из О. принесла ему известность в ордене и в Римской курии: папа Римский Александр IV (1254-1261) назначил его пенитенциарием и капелланом (упом. среди poenitentiarii minors в документах от 1 мая 1261, 27 янв. 1262 и 11 июня 1268, как капеллан - впервые в булле от 26 сент. 1276). Своим покровителем М. из О. называл доминиканца кард. Гуго Сен-Шерского († 1263), автора глоссы на Свящ. Писание «Postillae in totam Bibliam» (см. в ст. Катены), к-рый с 1256 г. занимал должность верховного пенитенциария. Гипотетическими, хотя и вероятными, являются контакты М. из О. с современниками и собратьями по ордену Альбертом Великим († 1280), Фомой Аквинским († 1274), Вильгельмом из Мёрбеке († между 1284 и 1286) и др. Достоверно можно утверждать, что М. из О. сохранил связи с пражскими доминиканцами: в письме Гиацинта сообщается, что М. из О. помог Петру, пробсту (praepositus) конвента св. Климента, получить в Римской курии желаемые привилегии для своей общины (Петр ездил в Италию между янв. 1275 и нояб. 1277), а также отправил в Прагу экземпляр своей «Хроники...». 22 июня 1278 г. папа Римский Николай III назначил М. из О. архиепископом Гнезно, но по пути на свою кафедру архиепископ скончался в доминиканском конвенте в Болонье.

С XIV в. за М. из О. закрепилось прозвище Поляк (впервые встречается в «Хронике» доминиканца Толомео из Лукки († 1326 или 1327)), связанное либо с тем, что чеш. конвенты доминиканцев относились к пров. Польша, либо с избранием М. из О. на кафедру Гнезно. Встречающееся в польской историографии с XV в. (в т. ч. у Яна Длугоша) утверждение о том, что М. из О. принадлежал к польск. шляхетскому роду герба Бодула, не имеет документальных подтверждений. Гипотеза польского историка Ю. Уминского, отождествившего М. из О. с Мартином из Сандомира, который возглавлял в 1244-1247 гг. пров. Польша ордена доминиканцев (Umiński. 1953), была отвергнута большинством исследователей (см.: Grodziska-Ożóg. 1982). Однако М. из О. имел связи с Польшей и до своего избрания архиепископом. Так, согласно булле папы Римского Иоанна XXI от 26 сент. 1276 г., М. из О. помог своему родственнику (nepos) Роланду из Радомско, клирику Гнезненского архи-ства, получить пребенду каноника в церкви Ленчицы (ныне Лодзинское воеводство, Польша). В целом совр. исследователи считают невозможным точно установить этническую принадлежность М. из О.; вероятно, он был либо силезским поляком, либо чехом.

Сочинения

Известны 3 бесспорно принадлежащих М. из О. сочинения: сборник образцов проповедей и exempla, в значительной мере основанный на более ранних сочинениях Этьена де Бурбона и Гумберта Романского (Sermones de tempore et de sanctis; включает 321 проповедь и более 200 exempla; известны ок. 20 рукописей и 4 инкунабульных издания; см.: Kaeppeli. 1980. P. 115), 1-й индекс к «Декрету» Грациана (Margarita Decreti, др. название - Tabula Martiniana Decreti, включает 787 имен, названий и терминов в алфавитном порядке; известно более 120 рукописей и 22 инкунабульных издания; см.: Ibid. P. 115-118; частичное критическое изд.: Bernal Palacios. 1991), а также «Хроника пап и императоров». М. из О. также приписывали авторство еще 3 сочинений: «О разных чудесах» (De diversis miraculis), «О раскольнической церкви греков» (De schismate ecclesiae Graecorum) и «Истории гвельфов» (Historia de Guelfis). Их тексты неизвестны: возможно, они приписаны М. из О. ошибочно или речь идет о фрагментах из др. его сочинений.

Наиболее известным сочинением М. из О. стала «Хроника…». Она получила широкое распространение по всей Европе, так что в позднее средневековье любое историческое сочинение иногда называли «Martinus». М. из О. ориентировался на традицию хроник в форме таблиц, восходящую к Евсевию Кесарийскому, образцом для к-рого в свою очередь послужили «Гекзаплы» Оригена. В средние века этот жанр вновь стал популярным благодаря «Хронике» Гуго Сен-Викторского (ок. 1130), задуманной как мнемоническое пособие для усвоения материала библейской и последующей истории. Вместе с тем М. из О. предложил принципиально новый формат такой хроники, в к-ром перечни пап и императоров располагались не в параллельных столбцах, а на противоположных страницах книжного разворота.

Рукописи-автографы М. из О. не сохранились, но анализ наиболее ранних надежных копий позволяет достаточно четко реконструировать первоначальный вид «Хроники…». Каждая страница была разлинована на 50 строчек, соответствовавших 50-летнему периоду. Слева помещался рассказ о событиях, происшедших в правление того или иного папы Римского, справа - современного ему императора (Римской империи, Византии или Свящ. Римской империи). Внутри рассказа о правлении хронологический принцип выдерживался нестрого, но общий объем в строчках всегда соответствовал количеству лет. Этот метод позволял достаточно четко придерживаться синхронизма церковной и светской истории, но вел к неравномерности изложения: в 1-й части текста, где были обозначены первые годы «Хроники...», М. из О. нередко вынужден был «растягивать» скудную информацию о продолжительных правлениях, во 2-й части, соответствующей поздней истории,- значительно сокращать имевшийся в распоряжении материал.

«Хроника…», по-видимому, изначально предназначалась для достаточно широкой аудитории: собратьев М. из О. по ордену доминиканцев, членов Римской курии, преподавателей и студентов ун-тов, где доминиканцы традиционно играли важную роль. Это определило бо́льшее внимание наряду с событиями политической истории к фактам, связанным с развитием богословия, литургии, канонического права. М. из О. создал сравнительно компактный (в авторском формате вместе с прологом к основному тексту занимал ок. 27 листов) и удобный в использовании справочник по мировой истории. Возможно, первоначально он создавался как своего рода дополнение к «Схоластической истории» Петра Коместора († ок. 1179), описывавшей события библейской истории от Сотворения мира до земной жизни Христа. Помещая историю пап слева, а императоров справа, М. из О. наглядно демонстрировал превосходство церковной истории над светской. «Хроника…» начиналась с Рождества Христова (т. к. Христос рассматривался как 1-й папа Римский), к-рое произошло на 42-м году правления имп. Августа Октавиана. Первоначальная редакция «Хроники…» оканчивалась 1268 г., 2-я редакция включала продолжение до 1272 г., заключительная, 3-я редакция - до 1277 г. В последней редакции М. из О. добавил в пролог краткий рассказ о более ранних светских правителях начиная с царя Нина, основавшего Вавилон (изложение опирается на средневек. концепцию 4 всемирных монархий: вавилонян, персов, греков и римлян; см. в ст. Даниил, пророк ветхозаветный), а также подробное описание Рима и его святынь. В заключительной части 3-й редакции избыток материала вынудил М. из О. отступить от строгого формата. В эту редакцию был включен и др. дополнительный материал: именно там впервые появляется история Иоанны папессы, заимствованная М. из О. из «Хроники» доминиканца Жана де Майи (ок. 1250).

В прологе М. из О. указывал в качестве источников сочинения Тита Ливия, Орозия, сб. «Деяния Римских понтификов» (вероятно, одна из версий Liber Pontificalis), труды Павла Диакона, Бонизона, еп. Сутри, Готфрида из Витербо, Гервасия Тильберийского, Винцентия из Бове, а также соч. «Чудеса города Рима» (М. из О. ссылается на это произведение как на «Хронику» некоего Эскодия), «Декрет» Грациана и жития святых. Он также использовал сочинения Бенедикта из Сант-Андреа, Сикарда Кремонского, Жана де Майи, «Хронику пап и императоров» неизвестного автора из Тиволи (Chronica pontificum et imperatorum Tiburtina) и др.

«Хроника…» М. из О. снискала огромный успех по всей Европе. Точное число ее копий не установлено (последний по времени перечень известных списков включает более 400 рукописей, но он далеко не полон; кроме того, существует большое число рукописей с фрагментами «Хроники…»). А. Д. фон ден Бринкен выделила 6 классов рукописей в зависимости от степени трансформации первоначального текста М. из О.: 1) копии, точно сохраняющие первоначальный табличный формат по 50 лет на страницу (ок. 40 рукописей, наиболее близкими к оригиналу считаются рукописи Praha. Archiv Prażského hradu. Knihovna metropolitni kapituly. G.IV.2; Florent. Bibl. Centr. Conventi Soppressi. F. 4.733; Ambros. A 185; Monac. Clm 2691; Hereford. Cathedral Library. O. VII. 7); 2) копии в формате анналов (по 1 строке на год), но с разным количеством строк на странице; 3) параллельная хроника пап и императоров без связи количества строк и лет правления; 4) последовательное изложение (не в форме параллельных страниц) с чередованием 50-летних блоков о папах и об императорах; 5) последовательное изложение, при к-ром рассказы о папах и об императорах чередуются произвольным образом; 6) разделение на 2 самостоятельные хроники, когда сначала изложены все сведения о папах, а затем об императорах (класс 6а) либо сначала - хроника императоров, а затем - пап (класс 6b). Во мн. случаях изменение первоначального формата происходило из-за небрежности переписчиков, но были и случаи целенаправленного редактирования. Кроме того, существует огромное число продолжений «Хроники…» М. из О. и основанных на ней компиляций (напр., с материалами из «Исторического зерцала» Винцентия из Бове). К наст. времени изучена и опубликована лишь англ. ветвь этой традиции (Fortsetzungen z. Papst- und Kaiserchronik. 2003).

«Хроника…» М. из О. быстро получила распространение среди широких слоев общества (горожан, рыцарей), недостаточно владевших латынью, что вызвало спрос на переводы. В XIV-XV вв. были выполнены ее переводы (во мн. случаях в виде достаточно вольных переложений) на народные языки: среднеанглийский (изд.: The Chronicles of Rome: An Edition of the Middle English The Chronicle of Popes and Emperors, and The Lollard Chronicle / Ed. D. Embree. Woodbridge, 1999), старофранцузский (изд.: Champion P. Cronique Martiniane: Édition crit. d'une interpolation originale pour le règne de Charles VII restituée à J. Le Clerc. P., 1907), средневерхненемецкий (изд.: Des Martinus Polonus Chronik der Kaiser und Päpste / Hrsg. San-Marte [A. Schultz] // Archiv f. das Studium der neueren Sprachen u. Literaturen. B., 1858. Bd. 23. S. 349-403; Bd. 24. S. 291-342; 1859. Bd. 25. S. 259-310), кастильский (не опубл., см.: Kaeppeli. 1980. P. 123), итальянский (изд.: Ceruti A. Cronica degli imperatori romani, testo inedito di lingua tratto da un codice della Bibl. Ambr. Bologna, 1878). «Хроника…» М. из О. получила определенную известность и за пределами католич. Европы. Сохранился перевод ее фрагментов на греческий язык, выполненный в кон. XIII в., возможно, в связи с подготовкой Лионской унии (1274) (см.: Spicilegium Romanum / Ed. A. Mai. R., 1841. T. 6. P. 599-602). В 1348-1351 гг. в Авиньоне «Хронику…» М. из О. на арм. язык перевел Нерсес Палианенц († 1363), епископ Армянской Апостольской Церкви, к-рый в 1336 г. перешел в католичество и получил титулярную архиепископскую кафедру Маназкерта (ныне Малазгирт, Турция) (см.: Oudenrijn M. A., van den. Linguae Haicanae scriptores ordinis praedicatorum congregationis fratrum unitorum et ff. Armenorum Ord. S. Basilii citra mare consistentium quotquot huc usque innotuerunt. Bernae, 1960). Сокращенный перевод «Хроники…» на персид. язык включил в «Сборник летописей» («Джами ат-таварих») Рашид ад-Дин (1247-1318), придворный хронист ильханов из династии Хулагуидов (Die Frankengeschichte des Rašid ad-Dn / Hrsg. K. Jahn. W., 1977).

В эпоху Ренессанса представители гуманистической историографии стали критически оценивать «Хронику…» М. из О., как и средневек. историописание в целом, считая ее собранием выдумок. Со 2-й пол. XV в. ее популярность уменьшилась, чем объясняется отсутствие инкунабульных изданий. Впервые «Хроника…» М. из О. была напечатана в 1559 г. в Базеле (автором ошибочно указан Мариан Скотт), в 1574 г.- в Антверпене и в 1616 г.- в Кёльне. Подготовленное Л. Вайландом критическое издание в сер. «Monumenta Germaniae Historica» выполнено без сохранения оригинального формата. В наст. время в этой серии готовится новое критическое издание.

Соч.: Sermones Martini Ordinis Predicatorum penitentiarii domini pape de tempore et de sanctis super epistolas et evangelia cum promptuario exemplorum. Strassburg, 1484; Margarita Decreti seu Tabula Martiniana. Strassburg, 1499; Chronicon pontificum et imperatorum / Ed. L. Weiland // MGH. SS. T. 22. P. 377-475; Fortsetzungen z. Papst- und Kaiserchronik Martins von Troppau aus England / Hrsg. W.-V. Ikas. Hannover, 2003. (MGH. Script. Rer. Germ. NS; 19); Kronika papieży i cesarzy. Kęty, 2008.
Лит.: Ossolinsky J.-M. Martin der Pole // DA. 1822. Bd. 4. S. 38-92; Weiland L. Zur Ausgabe der Chronik Martins von Troppau // Ibid. 1874. Bd. 12. S. 1-79; Umiński J. Pochodzenie i kariera Marcina Polaka // Collectanea Theologica. Warsz., 1953. T. 24. S. 163-188; Brincken A.-D., von den. Studien z. lateinischen Weltchronistik bis in das Zeitalter Ottos von Freising. Düsseldorf, 1957; eadem. Zur Herkunft und Gestalt der Martins-Chroniken // DA. 1981. Bd. 37. S. 694-735; eadem. Studien z. Überlieferung der Chronik des Martin von Troppau // Ibid. 1985. Bd. 41. S. 460-531; 1989. Bd. 45. S. 551-591; 1994. Bd. 50. S. 611-613; eadem. Martin von Troppau // Geschichtsschreibung und Geschichtsbewusstsein im späten Mittelalter / Hrsg. H. Patze. Sigmaringen, 1987. S. 155-193; eadem. «In una pagina ponendo pontifices, in alia pagina imperatores»: Das Kopieren der tabellarischen Papst-Kaiser-Chronik des Martin von Troppau OP († 1278) // RHT. 1988. Vol. 18. P. 109-136; eadem. Geographisches Weltbild und Berichtshorizont in der Papst-Kaiser-Chronik des Martin von Troppau OP // Ex ipsis rerum documentis: Beiträge z. Mediävistik: FS f. H. Zimmermann zum 65. Geburtstag / Hrsg K. Herbers e. a. Sigmaringen, 1991. S. 91-101; eadem. Lücken u. Lückenlosigkeit in der Geschichtspräsentation des Martin von Troppau // Leben und Wahrheit in der Geschichte: Festgabe z. 90. Geburtstag v. H. Tümmler / Hrsg. H. Hömig. Bochum, 1996. S. 1-16; eadem. Martin of Opava // Encycl. of Medieval Chronicle. Leiden, 2010. Vol. 2. P. 1085-1088; Koudelka V. J. Zur Geschichte der Böhmischen Dominikaner-provinz im Mittelalter. III // AFP. 1957. Vol. 27. P. 53-81; Matthews W. Martinus Polonus and some Later Chroniclers // Medieval Literature and Civilization: Studies in Memory of G. N. Garmonsway / Ed. D. A. Pearsall, R. A. Waldron. L., 1969. P. 275-288; Kaeppeli T. Scriptores Ordinis Praedicatorum Medii Aevi. R., 1980. T. 3. P. 118-123; Grodziska-Ożóg K. Marcin Polak i jego twórczość // Nasza Przeszłość. Kraków, 1982. T. 58. S. 169-201; Bernal Palacios A. Las obras canonicas de Martin de Troppau // AFP. 1991. Vol. 61. P. 89-126; Soszyński J. Kronika Marcina Polaka i jej średniowieczna tradycja rękopiśmienna w Polsce. Warsz., 1995; Veszprémy L. Martin von Troppau in der ungarischen Historiographie des Mittelalters // Die Anfänge des Schrifttums in Oberschlesien bis zum Frühhumanismus / Hrsg. G. Kosellek. Fr./M., 1997. S. 225-236; Ikas W.-V. Martinus Polonus' Chronicle of the Popes and Emperors: A Medieval Best-seller and its Neglected Influence on Medieval English Chronicles // EHR. 2001. Vol. 116. N 466. P. 327-341; idem. Martin von Troppau (Martinus Polonus), O.P. († 1278) in England: Überlieferungs- und wirkungsgeschichtliche Studien zu dessen Papst- und Kaiserchronik. Wiesbaden, 2002; Arnaldi G. Qualche novitá sulla leggenda della papessa Giovanni nella versione di Martino Polono // Ovidio Capitani: Quaranta anni per la storia medioevale / Ed. M. C. De Matteis. Bologna, 2003. Vol. 2. P. 105-122; Mierau H. J. Das Reich, politische Theorien u. die Heilsgeschichte: Zur Ausbildung eines Reichsbewusstseins durch die Papst-Kaiser-Chroniken des Spätmittelalters // Zschr. f. hist. Forschung. B., 2005. Bd. 32. N 4. S. 543-573; eadem. Die Einheit des imperium Romanum in den Papst-Kaiser-Chroniken des Spätmittelalters // Hist. Zschr. 2006. Bd. 282. N 2. S. 281-312; Murano G. An Unnoticed Exemplar of the Chronicon of Martinus Polonus // Sacri canones servandi sunt: Ius canonicum et status ecclesiae saeculis XIII-XV / Ed. P. Krafl. Praha, 2008. P. 371-378.
С. Г. Мереминский
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АБЕЛЬ Феликс Мари (1878 - 1953), франц. библеист и специалист по географии Палестины
  • АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (ок. 1200 (1193?) - 1280), св. католич. Церкви (пам. зап. 15 нояб.), учитель католич. Церкви, доминиканец, видный богослов-схоласт, философ
  • ANGELICUM папский ун-т св. Фомы Аквинского в Риме
  • АНДЖЕЛИКО Фра Джованни да Фьезоле (в миру Гвидо ди Пьетро; между 1387 и 1400-1455), итал. живописец и миниатюрист, приор доминиканского мон-ря Сан-Марко во Флоренции, св. католич. Церкви, (пам. 18 марта)
  • АНДРЕЙ ХРИСОВЕРГ (кон. XIV - 1451), архиеп. Никосии, апостольский легат Кипра, Родоса и Эгейского м., сторонник церк. унии
  • БАРРУА Жорж Огюстен (1898-1957), теолог, специалист в области библейской археологии